Деятельность колледжа развитию дуальной системы обучения
Дуальная система обучения в колледже реализуется на основе приказа МОН РК от 21 января 2016 года № 50 «Об утверждении Правил организации дуального обучения».
В 2023-2024 учебном году в колледже по дуальной системе обучаются по двум специальности: 07321000 Лифтовое хозяйство эскалаторы (по видам) квалификация 3W07321001 Электромеханик по лифтам и эскалаторам (по видам») и 07150100 Технология машиностроения (по видам) квалификация 3W07150102 Станочник широкого профиля. Вовлечено 19 предприятий малого и среднего бизнеса. Заключены договора на прохождение практики. Лучшие выпускники будут трудоустроены на этих предприятиях.
Учебный год | Количество обучающихся в колледже | Количество обучающихся по дуальной форме | Вовлечено предприятий в дуальное обучение |
2023-2024г | 563 | 248 (44 %) | 19 |
Сеть и контингент по дуальному обучению в 2023-2024 учебном году
Код и наименование специальности | Код и наименование квалификации | Всего уч-ся | всего | на бюджетной основе | на платной основе | на государственном языке |
На базе 11кл. | всего | всего | всего | |||
07150100 Технология машиностроения (по видам) | 3W07150102 Станочник широкого профиля | 19 | 19 | 19 | 0 | 19 |
07321000 Лифтовое хозяйство эскалаторы (по видам) | 3W07321001 Электромеханик по лифтам и эскалаторам (по видам) | 54 | 50 | 50 | 4 | 29 |
Итого | 69 | 69 | 69 | 4 | 48 |
Аналитические выводы
Дуальная система обучения способствует повышению качества учебного процесса, приближению уровня квалификации кадров к потребности работодателей, укреплению связи обучения с производством, трудоустройства выпускников.
О ДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Дуальное обучение в ГКП на ПХВ «Технический колледж» акимата города Астаны
Цель внедрения дуальной модели обучения: Подготовка рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики
Основные задачи: Внедрение и широкое распостранение дуальной системы обучения.
Ожидаемые результаты от внедрения дуальной модели профессионального образования:
— Профессиональное образование, ориентированное на реальное производство.
— Увеличение доли участия в образовательном процессе со стороны предприятия.
— Вариативность индивидуальных образовательных программ.
— Развитие системы независимой оценки качества подготовки выпускников и педагогических кадров.
— Значительный рост квалификаций рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования.
Сегодня дуальное обучение является перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики с участием бизнеса, ориентированным на международные стандарты качества, как выпускаемой продукции, так и квалификации кадров.
Дуальная модель обучения становится привлекательной благодаря следующим факторам:
Во-первых, учебные планы составляются с учетом предложений работодателей. То есть студенты в учебных аудиториях изучают, прежде всего, то, что им непосредственно понадобится на производстве, на основании чего полученная ими в ходе обучения в учебном заведении квалификация будет соответствовать действующим на производстве профессиональным стандартам. Работодатели на основе своих потребностей в специалистах, обладающих не только определенной профессиональной подготовкой, но и определенными социальными качествами, формируют конкретный заказ образовательным организациям. Таким образом, преодолевается разрыв между теорией и практикой, и на предприятие поступает специалист, фактически готовый к выполнению своих трудовых функций.
Во-вторых, будущий специалист получает реальный профессиональные умения и компетенции на рабочем месте на основе эффективных технологий; получает возможность проходить практику на рабочем месте и выполнять рабочие задания. Таким образом, будущий специалист подготовлен к выполнению трудовых функций и максимально мотивирован на производственную деятельность в коллективе.
В-третьих, находясь в составе производственного коллектива, будущий специалист усваивает нормы корпоративной культуры именно того предприятия, на котором будет работать.
В-четвертых, существенно сокращаются ошибки кадровых служб в подборе персонала, так как продолжительная работа студентов-практикантов на предприятии позволяет выявить их сильные и слабые стороны.
В-пятых, значительно сокращаются расходы предприятия на кадровый рекрутинг, в силу того, что подавляющая часть выпускников профессиональных образовательных организаций остаются на предприятии и нет необходимости обращаться в кадровые агентства и службы занятости с заявками на определенных специалистов.
Преимущества для обучающихся:
Для предприятия:
• Подготовка кадров под конкретные технологические процессы, точно соответствующие требованием предприятия.
• Повышение производительности, качества услуг и продукции
• Сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии
• Достижение в перспективе большей отдачи от вложенного капитала в результате своих образовательных усилий
• Снижает затраты на дополнительное обучение
• Повышение престижа рабочих профессий
Для Колледжа:
• Повышение качества профессионального образования
• Повышение конкурентоспособности образовательной организации, увеличение количества абитуриентов
• Развитие материально-технической базы
• Высокий % трудоустроенных выпускников
• Овладение профессиональными компетенциями и умениями для работы и трудовой деятельности
• Оплата труда в период прохождения производственной практики
• Учеба в реальных рабочих условиях на производстве (машины, установки, рабочие процессы и т.д.)
• Идентификация себя с обучающим предприятием и выбранной специальностью, профессией
• Конкурентоспособность на рынке труда
Для государства:
• Обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда
• Повышение инвестиционной привлекательности региона
Дуальное обучение в колледже.
В колледже в 2022-2023 учебном году обучается 45 обучающихся по специальности: 07321000 Лифтовое хозяйство эскалаторы (по видам) квалификация 3W07321001 Электромеханик по лифтам и эскалаторам (по видам»). Ежегодный процент охвата дуального обучения составляет 20-25% от количества обучающихся.
Составлены трех сторонние договора «колледж-предприятие-обучающийся».
Согласно графика учебного процесса обучающиеся этих групп проходят производственное обучение на предприятии. Каждый обучающийся закреплен за конкретным наставником, назначенным приказом руководителя предприятия. На этих предприятиях имеются учебные места согласно утверженной программе для выполнения работ практики.
Заключены договора с социальными партнерами на прохождение производственного обучения с СРО ОЮЛ «Ассоциация лифтовых компаний РК по специальности: 07321000 Лифтовое хозяйство эскалаторы (по видам) 3W07321001 Электромеханик по лифтам и эскалаторам (по видам) в состав Ассоциации входит 39 лифтовых компании РК. На предприятий имеются сертифицированные наставники, которые прошли обучение в НПП «Атамекен» города Астаны.
Данные по дуальной форме обучения за 3 года
Учебный год | Количество обучающихся в колледже | Количество обучающихся по дуальной форме | Вовлечено предприятий в дуальное обучение |
2020-2021 г. | 389 | 25 (6,5%) | 14 |
2021-2022г | 345 | 65 (19%) | 20 |
2022-2023г | 366 | 45 ( 12,3 %) | 11 |
«Дуальное обучение в системе технического и профессионального образования»
«Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать — необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.
М. Горький
Элементы дуальной системы обучения мы начали внедрять с 2014 года, для студентов, со сроком обучения 10 мес.. Колледж является экспериментальной площадкой по внедрению дуального обучения по компетенции: 07321000 Лифтовое хозяйство эскалаторы (по видам); 07150100 Технология машиностроения (по видам) 3W07150102 Станочник широкого профиля, прошли обучение 200 студентов,
На сегодняшний день безусловно дуальная система подготовки – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров.
Колледж обеспечен долгосрочным партнерством с успешно развивающимися предприятиями города, заинтересованными в формировании кадровых ресурсов, для этого подписаны договора о дуальном обучении»:
- СРО ОЮЛ «Асоциация лифтовых компаний РК»;
- АО «Локомотив Қурастыру зауыты».
Реализацию элементов дуальной системы в учебном процессе мы видим только через социальное партнерство, нацеленное на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса, осваивая инновационные технологии по специальности: 07321000 Лифтовое хозяйство эскалаторы (по видам) 3W07321001 Электромеханик по лифтам и эскалаторам (по видам); 07150100 Технология машиностроения (по видам) 3W07150102 Станочник широкого профиля.
Считаю, что РОЛЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:
- Разработка и утверждение образовательных программ в соответствие с профессиональными стандартами.
- Наличие нормативной базы, регламентирующей взаимоотношения «ПРЕДПРИЯТИЕ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» в дуальной системе подготовки кадров.
- Наличие на предприятии компетентного персонала, способного вести образовательный процесс со студентами.
Доля студентов охваченных дуальным обучением за 2022-2023 учебном году в ГККП «Технический колледж» акимата города Астаны
Учебный год | Количество обучающихся в колледже | Количество обучающихся по дуальной форме | Вовлечено предприятий в дуальное обучение |
2022-2023г | 366 | 45 (12,3 %) | 11 |